01 июл, 2019

Представители Тульского государственного университета приняли участие в арктической экспедиции.

1 апреля: весёлый старт?

В рамках реализации программы развития опорного университета в 2018 году ТулГУ заключил соглашение с Тульским областным отделением «Русского географического общества», результатом чего стало сотрудничество при подготовке и участие в экспедиции центра «Арктика» РГО. В течение трёх месяцев на кафедре «Автомобили и автомобильное хозяйство» ТулГУ преподаватели и студенты готовили вездеходы к дальнему и непростому переходу — было проведено детальное обследование, необходимый ремонт и текущее обслуживание.

В качестве пилотов вездеходов, а также специалистов по техническому обслуживанию машин во время экспедиции (она длилась почти месяц, с 29 марта по 26 апреля) выступили заведующий кафедрой автомобилей и автомобильного хозяйства ТулГУ Игорь Евгеньевич Агуреев и старший лаборант Алексей Валерьевич Отрохов. Всего же в состав экспедиции вошли восемь человек, а возглавил её президент центра «Арктика», заслуженный путешественник России Владимир Семёнович Чуков. Кроме того, в составе работали журналист телеканала «Цивилизация» Роман Чудинов, опытный полярник Василий Шефер и группа туляков — лыжники Александр Леонов, Алексей и Сергей Черкасовы. В состав экспедиции входило также 9 военных специалистов, которые двигались на снегоходах (с санными прицепами) и лыжах по тому же маршруту, но выполняли свои задачи.

Задачами экспедиции являлись посещение памятных мест в устье реки Лены, связанных с экспедициями 18-19 веков, уточнение координат их стоянок, а также отработка приемов движения с использованием вездеходов и лыжно-саночного оборудования.

Следует отметить, что наши земляки в прошлом значительно преуспели в освоении Севера. Имена Василия Прончищева (род. в 1702 г. в Тарусском уезде в 12 км от Алексина), Семена Челюскина (род. ок. 1700 г. в Белеве), Алексея Скуратова (род. в 1709 г. под Чернью) знакомы любому интересующемуся Арктикой туляку.

Прибытие в поселок Тикси состоялось днём 1 апреля бортом Ил-76 военно-транспортной авиации. Разгрузка оборудования, его доставка на базу МЧС в посёлке Тикси-3, подготовка к выходу — всё это было выполнено в сжатые сроки, и уже вечером 3 апреля вышли на маршрут.

Легенды Севера

Лагерь, как правило, разбивали уже в сумерках, в конце ходового дня. Ночёвка организовывалась в двух больших палатках, которые чаще всего устанавливались прямо на льду моря Лаптевых или на его галечных пляжах. Несмотря на условия крайнего Севера и полное отсутствие древесной растительности проблем с дровами не было, так как течением Лены на берег выбрасывается большое количество плавника. Этот материал и служил топливом для приготовления пищи. Вода, естественно, добывалась из снега.

Погодные условия были весьма изменчивыми. Ясные, морозные, ветреные, пасмурные дни сменяли друг друга. Экспедиция на первом этапе двигалась на юг от поселка вдоль берега моря Лаптевых (бухта Тикси) и далее до реки Хара-Улах. В долине этой реки был совершён подъём на сопку, где захоронены Петер Лассиниус (р. 1700 — ум. 1735), командир 4-го отряда Великой Северной экспедиции, и его спутники. На этом месте сохранился лишь один православный крест, который потребовалось восстановить. Несколько лет назад, по словам В.С. Чукова, таких крестов здесь было три... Время и суровый климат беспощадно уничтожают следы присутствия человека. Требуются значительные усилия, чтобы официально это место было признано как место захоронения лейтенанта Лассиниуса, а для этого необходимы точные исследования и дальнейшие походы.

Климатические изменения заметны и здесь, за Полярным кругом. Долина реки Хара-Улах, по которой путешественникам предстояло идти на запад до перевала и к руслу реки Лены, оказалась почти бесснежной. Движение снегоходов стало невозможным, поэтому нам пришлось развернуться на север и искать другие пути достижения северо-восточной оконечности дельты Лены. Второй этап прошел до протоки Синицына, откуда был проложен путь за 73-ю параллель, к месту высадки экспедиции американского мореплавателя Де Лонга (р. 1844 — ум. 1881).

Перед достижением протоки Синицына группа проследовала мимо кладбища кораблей. Это пароходы начала 20-го века, которые отслужив своё, остаются напоминанием о тех, кто стал легендой Севера. «Яков Санников», «Бегичев» — было совершенно невероятно встретить эти имена на ржавых бортах!

Маршрутами Де Лонга

73-я параллель запомнилась бескрайними снежными полями, где бессменными хозяевами являются песцы, белые куропатки, овцебыки... Здесь многочисленные острова окружены столь же множественными протоками Лены, но скованные льдом, они создают иллюзию снежной пустыни... Пройдёт немного времени, и в свои летние дома придут рыбаки, чтобы успеть за пару месяцев запастить природным богатством.

15 апреля члены экспедиции достигли самой северной точки маршрута — места высадки экспедиции Де Лонга в 1881 г. Сам Де Лонг скончался в октябре того же года от голода. Оставшиеся в живых несколько человек и сообщили местным жителям о трагедии. Наверное, в этих местах можно отыскать еще какие-то материальные доказательства той высадки... Нужны новые походы и специальное техническое оборудование.

Ночь с 15 на 16 число выдалась самой холодной. Утром отметка термометра опустилась до −30. Однако вездеходы заводились надежно, благо, что по пути, на заброшенной метеостанции, была обнаружена цистерна с арктической соляркой... Своего топлива, которое взяли из Тикси, могло и не хватить. Торосы, туманы и метели все-таки потрепали технику и сократили запасы.

В обратном направлении шли несколько дней. Всего пробег составил более 1000 км. Навигационное оборудование помогало находить маршрут движения и не затеряться среди островов и проток. 20 апреля достигли уже знакомой стоянки на протоке Синицына. Здесь была дневка, во время которой в процессе мастер-класса тульские лыжники возвели снежное жилище эскимосов «иглу». Нашлись и желающие переночевать!

В один из дней зашли в посёлок Быковский на одноименном полуострове. Здесь по-своему кипит жизнь. В основном, конечно, она связана с добычей рыбы. Школа, урок физкультуры, дети на лыжах — такая встреча после многих дней экспедиции показалась возвращением в цивилизацию. Дети, как и везде, разговорчивы и любознательны. Ну, конечно же, прокатились на наших вездеходах, побросав лыжи и велосипеды!

Экспедицию нельзя остановить

Завершение экспедиции было связано с подготовкой к погрузке в самолёт... Итоги будут подводиться ещё не один месяц. Приятно, что техника, несмотря на обычные для подобных условий поломки и ремонты, выдержала и отработала до конца: три месяца неустанной подготовки вездеходов на кафедре автомобилей и автомобильного хозяйства Тульского государственного университета, с подключением практически всех студентов кафедры и значительного числа спонсоров обеспечили успешное прохождение маршрута. С нуля были изготовлены два прицепа и еще один восстановлен.

После экспедиции собраны большое количество фото- и видеоматериалов, в местном музее естественной истории приобретены книги, материалы встреч с интересными людьми — осмысление всего этого ещё предстоит!

Наш предводитель В.С. Чуков, не привыкший сидеть на месте, полон планов. Из ближайших (2020-2021 годы) — организация и проведение международной Антарктической экспедиции, посвящённой 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями, проведение летней экспедиции на вездеходах по областям Окского бассейна с целью популяризации туризма. Остаток 2019 года он посвятит подготовке этих мероприятий. А мы продолжаем заниматься вездеходами, благо, объём работ уже будет поменьше, а времени — больше.

Благодарим всех, кто поддержал экспедицию на этапе ремонта и изготовления техники: группу компаний «Виста», ООО «Автомастер-Сервис», ОАО «Тулаточмаш», ООО «Брандмауэр», Федерацию автомобильного спорта Тульской области, а также лично Андрея Владимировича Ахромешина, Владимира Владимировича Калайтана, Михаил Юрьевича Власова, Льва Валентиновича Гарина, всех студентов кафедры, их руководителей и многих других.

Завкафедрой автомобилей и автомобильного хозяйства ТулГУ Игорь Агуреев.

Опорные университеты