19 мар, 2019

Создание инклюзивной среды образовательной организации – сложный, трудоемкий, многоплановый процесс, включающий в себя не только изменения архитектурного дизайна зданий, обеспечение техническими средствами обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, но, прежде всего, подготовку педагогов, способных работать в мире многообразия, способных таким многообразием руководить в условиях гетерогенной организации, которой сегодня является наш университет.

Следует отметить, что любая, даже самая правильная стратегия требует продуманной системы организационных и педагогических мер, позволяющих эту стратегию успешно реализовать.

Сегодня к организационно-управленческим мерам можно отнести создание организационных структур в университете по вопросам инклюзивного образования. В качестве таковых  в КалмГУ на базе методического отдела создан сектор дистанционного и инклюзивного образования. Деятельность сектора строится на основных принципах государственной политики в сфере образования и принципах инклюзивного образования: единство образовательного пространства, в котором взаимодействуют образовательные учреждения Республики Калмыкия по работе с детьми и молодежью, имеющими ОВЗ; интеграция деятельности профессорско-преподавательского состава Университета, педагогических работников общего, среднего профессионального образования по работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; интеграция деятельности общественных организаций, поддерживающих практику инклюзивного образования в регионе.

К числу первоочередных организационных мер можно отнести также разработку локальных нормативных актов об инклюзивном образовании, паспортизацию образовательных объектов и услуг, создание инфраструктуры инклюзивного образования, мест для самостоятельной работы студентов с особыми потребностями, приобретение  учебной литературы  и программного обеспечения.

Наряду с организационно-управленческими мерами особый смысл при создании инклюзивной среды приобретают педагогические меры, которые разрабатываются в нескольких направлениях: формирование специального содержания образования для студентов с особыми потребностями, например, специализированных адаптационных образовательных программ, рабочих дисциплин, программ практики и государственной итоговой аттестации, оценочных и иных методических материалов; повышение квалификации научно-педагогических работников по вопросам организации инклюзивного профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидовв подготовку и проведение совместных мероприятий, что обеспечивает ценностное отношение к многообразию, гетерогенности и плюрализму, как важному элементу инклюзивной корпоративной культуры вуза.

В Калмыцком государственном университете обучается 82 студента, имеющих инвалидность, что составляет 1,5 % от общего числа студентов дневного отделения. Представители этой гетерогенной группы требуют не только сочувствия и сопереживания, а также продуманной психолого-педагогической поддержки. С этой целью в КалмГУ введена должность заместителя директора/деканов института/факультетов по инклюзивному и дистанционному образованию, что является серьезным шагом к созданию единой системы сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья, к  формированию доступной образовательной среды.

Университет предоставляет возможность гражданам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам получить высшее образование в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных способностей каждого. Организация образовательного процесса в КалмГУ  для  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в соответствии с Методическими рекомендациями об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации высшего образования, (Минобрнауки России от 29.06.2015 г. № АК-1782/05),  другими федеральными и локальными нормативными актами  по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Источник: КалмГУ
 

Опорные университеты