06 сен, 2018

3-4 сентября во Владимире прошел III Всероссийский форум «Воспитание детей – инвестиции в будущее!», организованный Министерством просвещения РФ, Российской академией образования и Администрацией Владимирской области. Тема форума, приуроченного к 100-летию системы дополнительного образования детей: «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: вызовы и перспективы».

Форум проходил на двух площадках: в первый день – в детском технопарке «Кванториум 33», во второй – на станции юннатов «Патриарший сад». Для обсуждения актуальных вопросов развития дополнительного образования, изучения опыта Владимирской области в этой сфере собрались представители регионов России. 4 сентября пленарное заседание прошло под руководством губернатора Светланы Орловой и министра просвещения Ольги Васильевой. В работе форума приняла участие делегация ВлГУ во главе с ректором Анзором Саралидзе.

«Мы делаем всё, чтобы дети получили прекрасное образование, могли заниматься творчеством, выбрать профессию по душе, реализовать себя. Во Владимирской области каждый третий рубль регионального бюджета направляется на поддержку подрастающего поколения», – сказала Светлана Орлова и напомнила, что повышение качества образования – один из главных тезисов Президента России Владимира Путина. Он не раз подчёркивал, что именно образование закладывает основы будущего страны, определяет судьбу нашего народа.

Главная ставка в губернаторской стратегии развития Владимирской области сделана на высокотехнологичные и наукоёмкие секторы. Именно они способны обеспечить подъём экономики. И принципиальное значение здесь имеет качественное образование. 

В своем выступлении губернатор отметила особую роль ВлГУ как опорного университета в социально-экономическом развитии региона, в частности в подготовке кадров и разработке инновационных программ дополнительного образования для детей и молодежи. Светлана Орлова сообщила, что преподаватели вуза в сотрудничестве с учреждением допобразования «Станция юннатов «Патриарший сад» разработали и реализуют научно-образовательный проект «Ожившая история». Он входит в большой стратегический проект «Интерактивная образовательная площадка «Владимир на Клязьме – духовная опора России», который направлен на формирование национального самосознания и воспитание у молодежи уважения к истории, святыням и традициям России и Владимирской земли. В «Патриаршем саду» ВлГУ открыл в прошлом году базовую кафедру и отделение учебно-исследовательской интерактивной лаборатории Владимирские умельцы, разместил сенсорный киоск с установленным электронным справочником «Виды туризма».

Выступая с докладом, глава Минпросвещения России Ольга Васильева пояснила, что выбор Владимирской области как площадки проведения форума был не случаен: «Владимирская область – в числе лидеров по развитию дополнительного образования. В 2017 году качественным дополнительным образованием здесь было охвачено 87 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет, в то время как показатель по России – 71 процент».

Глава ведомства отметила, что форум организован на базе уникального учреждения дополнительного образования Владимирской области – станции юных натуралистов «Патриарший сад», который стал федеральной инновационной площадке Российской академии образования.

Министр просвещения подробно остановилась на опыте работы Владимирской области в сфере дополнительного образования: развитии детского технопарка «Кванториум-33», работе стажировочных площадок по инновационным направлениям развития допобразования, внедрении сетевых форм реализации образовательных программ. Глава ведомства отметила вклад ВлГУ в развитие системы дополнительного образования в области и большие перспективы университета в этом направления после побед в федеральных конкурсах и получения статусов опорного вуза и центра инновационного, технологического и социального развития региона.

Напомним, что в рамках стратегического проекта «Ресурсная платформа педагогического образования» в ВлГУ были открыты сетевой университетский УПК для школьников (школа – вуз – инжиниринговый центр) и лаборатория «Техническое творчество» для учащихся профильных инженерно-технических классов. Институт машиностроения и автомобильного транспорта совместно со школами № 15 и № 7 г. Владимира впервые в 2018 году проводил набор в инженерно-технические классы (10-11 кл.). Также опорный университет Владимирской области активно сотрудничает с детским технопарком «Кванториум 33», организуя совместные образовательные и научные встречи, конкурсы, соревнования. Молодые ученые, аспиранты и сотрудники вуза являются педагогами в технопарке, преподаватели ВлГУ выступают экспертами на публичной защите проектов воспитанниками технопарка. Ректор Анзор Саралидзе уверен, что разработка и внедрение вузом новых программ дополнительного образования для детей позволит решить такие приоритетные задачи программы развития опорного университета, как системное формирование качественного состава абитуриентов и привлечение талантливой молодежи.

Глава Минпросвещения России информировала, что дальнейшее развитие дополнительного образования с учётом уже достигнутых результатов и новых задач нашло отражение в национальном проекте «Образование»: «В рамках национального проекта «Образование», а он включает в себя 10 федеральных проектов, есть отдельный проект «Успех каждого ребёнка». В рамках этого проекта и будет развиваться во многом по-новому наше дополнительное образование», – сказала Ольга Юрьевна.

Министр сообщила, что особое внимание будет уделяться ранней профориентации, в том числе через реализацию проектов «Билет в будущее» и «Проектория», а также индивидуализации дополнительного образования – за счёт развития сетевой формы реализации образовательных программ. Добавим, что с 2018 года ВлГУ совместно с департаментом образования области, управлением образования г. Владимира и детскими садами реализует проект «Дошкольный университет». Благодаря ему десятки детей подготовительных групп были включены в программу ранней профориентации и была организована прикладная подготовка педагогов-воспитателей по программе производственной педагогической практики через все обучение.

По окончании пленарного заседания Ольга Васильева продолжила общение с участниками форума. Так, с директором Гуманитарного института ВлГУ Еленой Петровичевой она обсудила стратегический проект опорного вуза, вопросы преподавания истории в школах и подготовки учителей истории.

О ключевых документах в области детства подробнее рассказала председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина. Они были приняты по инициативе Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей во главе с Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко и, в частности включают Концепцию развития дополнительного образования детей и План мероприятий по ее реализации на 2015 – 2020 гг., Стратегию развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.

«Вопросы обучения и воспитания, всестороннего развития интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребенка являются одними из приоритетных в Десятилетии детства, продолжающем Национальную стратегию действий в интересах детей. Особая задача дополнительного образования – поиск и поддержка одаренных детей», – подчеркнула парламентарий.

Зинаида Драгункина сообщила, что рассматриваемые вопросы звучали на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме». «Молодые педагоги интересовались, как мы будем решать задачу, поставленную Президентом РФ, о вовлечении, как минимум, 75 процентов детей России в систему дополнительного образования к 2020 году. Речь шла и о профессиональной подготовке педагогов дополнительного образования, чтобы они соответствовали сегодняшнему времени и новым вызовам», – отметила законодатель.

Зинаида Драгункина тесно взаимодействует с опорным вузом Владимирской области, участвуя в значимых образовательных и научных мероприятиях. На форуме она познакомилась с проектами ВлГУ, которые реализуются совместно с «Патриаршим садом»: презентацию провели директор ГумИ Елена Петровичева и доцент кафедры истории России Педагогического института Ирина Николаева.

Источник: ВлГУ

Опорные университеты